Могилы знаменитых и простых людей, похороненных в Севастополе и Крыму, братские могилы и воинские мемориалы
В.Пикуль
Марш мертвых команд
– Кто посмел толковать о суше?
Забудьте думать и не горюйте.
Номер приказа... Секретно... Слушай...
Всем, всем, всем, кто похоронен на грунте:
"Товарищи матросы, старшины, офицеры.
В годовщину славной ПОБЕДЫ нашей
Флагман разрешает раздраить двери
И распахнуть горловины настежь.
Рыб и чудовищ морской пучины
Через пробоины гнать косяком,
Бушлаты заштопать нитями тины,
Бляхи надраить золотым песком.
Ровно в полночь с ударом четвертым
Склянок флотских, мои друзья,
Всплывать на поверхность, равняясь побортно.
Парадом командовать буду я".
И, как приказано, – в полночь,
Мы поручни трапов на ощупь хватали,
Тонули мы молча, падали молча
И молча всплывали, всплывали, всплывали...
В хлябях соленых, запрокинув головы,
Распластав руки и открыв рты,
Мы всплывали со стометровой,
А может, и более – темноты.
Горнисты вскинули к звездам горны
И затрубили, не видя звезд:
Началась ПЕРЕКЛИЧКА – сквозь штормы –
С норда на зюйд и с веста на ост:
– Тральщик "Запал"? – разорвало миной...
– Гвардейцы с канлодки "14-БиМС"?..
– А вы с миноносца "Орлиный"?
Сгорели... – танкер "Антифашист"?
– Подлодка "Э-С"? – не вернулась на базу...
– Лидер "Заря"? – попаданье в машину...
А нас лишь двое... и без приказа
Мы смерти своей не откроем причину.
От страха присело небо,
И в ужасе ветер пал,
Когда на высокий гребень
Поднялся наш адмирал:
В парадном во всем, спокойный
Явился из пенной воды,
Вцепились в его погоны
По три колючих звезды.
Пояс, когда-то лаковой, –
В кораллах морских лугов,
На кортике – в дар от раковин
По нескольку жемчугов.
За ним адъютанты тяжко
Идут по водным ухабам –
Шевелятся на фуражках
Живые эмблемы крабов...
Проходим мы морем Баренца,
И Черным, и Белым, и Балтикой.
Нам никогда не состариться,
Никогда нам не замерзнуть в Арктике.
Поднявшись над палубной кровлей,
Мы, год уж который подряд,
На волнах, пропитанных кровью,
Проводим привычный парад.
Отбой... Вновь уходим в глубины:
Отсеки телами запрудив,
Ложимся опять под турбины
И падаем возле орудий.
Но, если внукам придется с врагом
Сойтись в решающей мести,
Ждите нас – мы снова всплывем,
Но уже с кораблями вместе.
Мы были когда-то, нас нет.
Мы будем, мы будем, МЫ ЕСТЬ.
Братские могилы моряков с линкора "Новороссийск" находятся на Кладбище Коммунаров и у восточной границы БРАТСКОГО кладбища защитников Севастополя (1854-55) на Северной стороне.
29 октября 1955 г. линкор "Новороссийск" по невыясненным до конца причинам подорвался и затонул на внутреннем рейде Севастополя, унеся с собой сотни жизней. Служба линкора "Новороссийск" (бывший итальянский "Джулио Чезаре", был передан СССР по репарации после окончания II Мировой войны в феврале 1949 г. в итальянском порту Волона) продолжалась недолго – менее семи лет.
Из воспоминаний Виталия Говорова http://www.epk-info.ru/17novoross.php:
"...Я падал спиной вниз и видел, как с накрывавшей меня палубы корабля с грохотом сыпались в воду люди. И до сих пор мне помнится казавшийся тогда коротким, но по-звериному страшный тысячеголосый крик ужаса. И все.
Меня накрыло кораблем. Я в какой-то момент потерял сознание, оно ко мне вернулось под водой. И тогда я почувствовал рядом что-то копошащееся, толкающее ногами и руками. Сам попытался двигаться, но ничего не получилось. Чувствовал, что грудь прижата к чему-то плоскому, и это плоское вдавливало страшной тяжестью. И ощущение этой тяжести не забыть до сих пор. Успел нахлебаться воды и вновь потерял сознание. Последняя мысль перед провалом в темноту: "Как глупо приходится погибать..."
Сознание вернулось вновь, когда я летел вверх в огромном пузыре воздуха. Воздух вырвался из затапливаемого помещения с такой силой, что как струей выбил меня из-под палубы, оборвав все пуговицы на кителе и сорвав брюки. Я оказался на поверхности, где-то в метре от днища линкора. Я не стал на него взбираться, сработал рефлекс, что может засосать в воронку.
(...)
Уже после гибели линкора стало точно известно, что корабль спасти было нельзя. Это определили академические расчеты. Невозможно было спасти линкор, но многих людей – да. На борту "Новороссийска" находилось семь адмиралов и около тридцати старших офицеров. Можно было бы задержать момент опрокидывания. Буксировка линкора на мелкое место, начатая где-то около двух ночи, когда уже был выровнен крен, привела к свободному перетеканию тысяч тонн воды с одного борта на другой, что в итоге приблизило момент опрокидывания.
Причиной трагедии линкора стал, очевидно, взрыв глубинной мины, оставшейся со времен второй мировой войны. Я не верю в версию о диверсантах, так как воронка на месте взрыва на дне бухты эквивалентна взрыву заряда весом 1100-1200 кг взрывчатки. Диверсионные лодки не способны к перевозке такой массы груза".
Гибель линкора породила множество легенд. Точно неизвестно не только количество погибших, но и место захоронения более чем половины экипажа.
Это одна из величайших трагедий на военно-морском флоте.
Братская могила моряков линкора "Новороссийск" на Кладбище Коммунаров
Остапко Владимир Ананьевич (1934-1955) ("Новороссийск", Северная сторона)